Когда любовь уходит, Бог уходит тоже

Когда любовь уходит, Бог уходит тоже
Фото: gazeta-iset.ru

Возвращение классики: 15-16 июня премьерой спектакля «Гроза» Шадринский драматический театр завершает 121-й сезон

В прошлом году благодаря проекту партии «Единая Россия» «Театры малых городов» в свой юбилейный 120-й сезон Шадринский драматический театр обновил материально-техническую базу и репертуар, представил зрителям несколько новых спектаклей. Премьерные постановки радовали шадринцев и на протяжении всего 121-го театрального сезона. А завершает его 15 и 16 июня очередная премьера, после долгого перерыва на нашу сцену возвращается классик русской драматургии Александр Николаевич Островский. Автор постановки по его пьесе «Гроза» – хорошо известная шадринской театральной публике и одна из самых востребованных на Урале режиссеров Юлия Батурина. Перед премьерой она ответила на несколько наших вопросов.

— Юлия Владиленовна, мы встречались с вами в октябре 17-го года по поводу премьерного спектакля «Слишком женатый таксист» и затем довольно подробно рассказали о вашем творческом пути нашим читателям. Если не секрет, что с того времени произошло в вашей жизни, я имею в виду творческий процесс?

— Не могу сказать, что наблюдались большие перемены. Продолжала работать над спектаклями, «Гроза» — моя шестая постановка в сезоне. В Нижнем Тагиле поставила новогоднюю сказку «Три поросенка», в Верхотурье – рождественскую притчу «Щелкунчик», в Екатеринбурге – «Сомнамбулизм» Я. Пулиновича, была постановка в Кировской епархии.  В вашем городе помогала доработать спектакль «Детектор лжи» и рада тому, что он имеет успех у шадринского зрителя.

— Почему я задал этот вопрос — в предыдущем интервью вы признались, что как человек верующий, более того, воцерковленный, пытаетесь создать в духовной столице Урала Верхотурье первый в уральском крае духовный театр и собираете труппу. Удалось осуществить задуманное?

— Самое главное — администрация Верхотурья нас услышала. От главы города в министерство культуры Свердловской области направлено ходатайство по поводу передачи нам в безвозмездное пользование подходящего здания. Чтобы театр мог полноценно работать, он должен иметь свой дом. Думаю, все получится, власти повернулись к нам лицом, чего мы долго добивались.

— Опять же возвращаясь к предыдущей беседе, хочу напомнить ваши слова о том, что «все спектакли должны быть про любовь». Хрестоматийную пьесу «Гроза» мы помним со школьной скамьи, прежде всего, как произведение, несущее протест против произвола, самодурства, как «луч света в темном царстве». Нас учили, что главное здесь борьба нового и прогрессивного со старым укладом, Домостроем, а тема любви как-то отходила на второй план…

— В том и дело, что со школы помним не самые главные монологи героев и не всегда преподаватели помогали уловить их смысл. В пьесе немало тем – отцов и детей, нравственного выбора, тема греха и покаяния и другие. Но все они раскрываются на фоне главной линии – теме любви. Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная с верой в Спасителя, на божественных предсказаниях и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы. И всего этого она лишается, выйдя замуж. «Как я любила цветы, но там нет цветов, а цветы есть там, где любят». Вот про это пьеса.

— Вспоминаются поэтические строки «любовь важнее и всего дороже, когда она уходит, Бог уходит тоже».

— Вот именно. Но дело в том, что в семье Кабановых, куда Катерина попадает, любви и не было. До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. И вот она попадает в семью, где нет любви, где фарисействуют, где все лгут. Что такое любовь – это прощение и жертва. Бог есть любовь. Кто распял Христа – фарисеи, но они не ведали, что творили. И Кабаниха не ведает, что творит. Конечно, здесь Домострой, но ведь как посмотреть на это. Были определенные семейные устои, было принято, что жена мужу в ноги кланялась… 

    Не хочу никого осуждать, таков был мир. И хотя великий драматург написал пьесу за два года до отмены крепостного права, темы, поднятые в ней, остаются злободневными и сегодня.

    Как мне представляется, одним из самых важных является монолог героини, когда Варвара спрашивает Катерину, чего ты грозы-то боишься, а та ей отвечает — не грозы боюсь, а что такая грешная предстану перед Богом, с черными мыслями со своими.  «Не  то  страшно, что убьет тебя, а  то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты  есть, со  всеми твоими грехами, со  всеми помыслами лукавыми…». И вот она при всем честном народе кается в измене, а ее никто не прощает. На мой взгляд, основной посыл пьесы заключается в том, что мы не умеем прощать, гордыня мешает…

— А муж разве не собирался ее простить?

— Конечно, нет. Любовь-то у него тоже в определенной степени фарисейская, лицемерная. Его так научили, а маменьку ослушаться боится.

— Катерина привыкла свои поступки соизмерять с верой, ей не суд людской страшен, а суд божий. А разве православие не осуждает самоубийство?

— А кто вам сказал, что она точно совершила самоубийство? Она «полетела», помните – «почему люди не летают как птицы?». Тут есть ее грех, большой грех – когда человек имеет право сам себя судить. На мой взгляд, в каких-то моментах эта мысль прослеживается у автора.

Повторяю, не хочу никого осуждать и никого не оправдываю, я пытаюсь сравнить Россию того времени и сегодняшнюю, такую же жестокую и не прощающую. У нас будет очень жесткий спектакль, и очень надеюсь достучаться до зрителя.

— Кто занят в спектакле?

— Марина Гуляева в главной роли Катерины, Варвару играет Ксения Веремьева, Кабаниху —  Любовь Строганова, Дикого — Валерий Мазур, Тихона — Иван Карпов. Очень важны для понимания происходящего реплики Феклуши, Глаши, Кулигина, Кудряша и других второстепенных персонажей, так что в спектакле заняты большинство актеров труппы.

— Насколько важна сценография для этого спектакля?

— Она всегда важна. Здесь она по возможностям театра. Надеюсь, что все будет выглядеть натуральным образом.

— Традиционный вопрос: каковы ваши ближайшие планы?

— Отдохнуть, сезон был довольно насыщенным.

Вопросы задавал Андрей ФЕДОРОВ.

 

НАША СПРАВКА

Юлия Батурина родилась в Перми. Окончила актёрский факультет ГИТИСа и Театральный институт имени Бориса Щукина (мастерская Л.Е.Хейфеца). С 1990 по 1993 год работала в Пермском театре «У Моста». Сыграла более 40 ролей, неоднократно признавалась лучшей актрисой года. В 1993 году принята в труппу Серовского театра драмы имени А. П. Чехова, где с 2001 по 2014 год работала режиссёром-постановщиком. В 2014 — 2015 годы — главный режиссёр Кировского театра юного зрителя «Театра на Спасской». Многие ее спектакли — неоднократные участники фестивалей и лабораторий по всей стране, отмеченные премиями на областных и региональных конкурсах и фестивалях.  В Шадринском драмтеатре поставила спектакли «Приснись мне», «Чморик», «Ревизор», «Слишком женатый таксист».

 

 

    Вечная и до боли современная история. Такая достойная, на первый взгляд, семья… Но что происходит там, за закрытыми дверями? Почему этим людям так трудно вместе? Драма «Гроза» – одна из самых знаменитых А. Н. Островского. Многие по сей день считают ее одним из наиболее загадочных произведений мировой драматургии. После ее выхода в свет в 1859 году, после первых премьер в Москве и Санкт-Петербурге «Гроза» сразу породила множество споров и противоположных суждений. Кто-то называл ее несерьезной балаганной поделкой, а кто-то – совершенным поэтическим творением. «Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века.

    Столь огромным оказалось влияние вроде бы простой, на современный взгляд, истории, происшедшей в некоем провинциальном городке Калинове на реке Волге. Главная героиня «Грозы» Катерина – молодая замужняя женщина – впервые испытывает сильную любовь к другому мужчине. Это чувство превращается в роковое испытание для нее, ибо ни ее воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же не готов принять ее…

 

 
По теме
Дорогие ребята, какие книги вы любите читать? Писатели и поэты написали для нас много интересных книг.
Сотрудники полиции напоминают гражданам: получив от вышестоящего руководства сообщения с просьбой о содействии каким-либо третьим лицам, следует проявлять бдительность.
Курганцев предупреждают о возможном половодье и пожароопасном сезоне - Курган и курганцы Проводятся рейды по семьям, находящимся в социально-опасном положении В преддверии возможного половодья и пожароопасного сезона в Кургане сотрудники отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану,
Курган и курганцы