Режиссер Юлия БАТУРИНА: «Все спектакли должны быть про любовь»

Фото: gazeta-iset.ru
В свой юбилейный 120-й сезон Шадринский драматический театр стал участником проекта партии «Единая Россия» «Театры малых городов». Как признаются в театре, такого масштаба материальной помощи они и не припоминают. Начался долгожданный ремонт фасада. Также в формате проекта «Театры малых городов» были поставлены два премьерных спектакля: «Тётки» режиссёра Валерия Медведева и «Звёздный час по местному времени» режиссёра Петра Незлученко. А 20-22 октября уже в 121-й сезон состоится новая премьера по пьесе именитого театрального комедиографа Рэя Куни «Слишком женатый таксист» в постановке хорошо известного и полюбившегося шадринской публике режиссёра Юлии Батуриной. Накануне премьеры мы встретились с ней и попросили ответить на несколько вопросов. - Юлия Владиленовна, перед нашей встречей я прочитал о вас статью в интернетовской Википедии и узнал много интересного. А теперь представьте, что статью удалили и теперь там чистый лист. Что бы вы написали о себе? - Я бы написала: человек верующий, воцерковленный. С появлением в моей жизни Храма стараюсь по возможности его посещать, исповедоваться. Человек, который пытается организовать первый на Урале духовный театр в православной столице нашего края Верхотурье. Называется он театр-студия «Град». Собираю труппу, есть желающие. - Чем он будет отличаться от обычных театров? - На самом деле практически ничем. Единственное, что есть некая цензура. Цензура не просто на сквернословие или что-то другое непотребное, такого у меня никогда не было. Цензура на замысел - о чем мы будем ставить спектакль. Если мы возьмем пьесу и увидим, что у автора нет чего-то теплого, светлого, утруждать себя не станем. У нас все спектакли должны быть про любовь. Хотя я и раньше так говорила и считала. Любая пьеса должна быть про это великое чувство, потому что все в жизни должно быть для любви, в широком смысле этого слова. - Продолжим писать статью в Википедии... - Я вообще не понимаю, зачем эта Википедия нужна. - Ну как... Вот я, например, из нее узнал, что вы 20 лет проработали главным режиссером Серовского театра драмы. - Уточню, в этом театре проработала в общей сложности 20 с лишних годков, из них 15 лет главным режиссером. - Поставили более 70 спектаклей... - Более ста. Впрочем, так говорят, сама точно не знаю, не считала. Сколько есть - все мои. - Просто мне хотелось бы рассказать нашим читателям про ваш творческий путь... - После Серова уехала в Киров, проработала год главным режиссером в "Театре на Спасской" и ушла в "свободное плавание". Когда еще работала в Серовском театре, часто ездила с постановками по уральским городам, так что не привыкать. В Кирове случились некие разочарования, одновременно, я бы так сказала, поменялось мировоззрение. Появились друзья, которые привели меня к Храму. В принципе кардинально ничего в моем творчестве не поменялось. А в обычной жизни изменения произошли, я поняла, что такое просто жить. И не заморачиваться по поводу и без повода. Мы порой сами себя загоняем в угол, не умеем прислушиваться ни к себе, ни к окружающим... Но я никого не виню. Были странные времена, 70 лет Господь проверял, испытывал нас. В школах нам выдавали удостоверения атеистов, можете себе представить... Никого не осуждаю, у каждого свой путь к Богу. Сейчас проще ко всему отношусь, мягче и с пониманием... Раньше на репетициях до исступления доходила, бьешься над своей сверхзадачей, напираешь на человека и не видишь, что он просто устал... Все-таки театр не спорт, у него немножко другие цели. И у меня другие цели, семья — это самое главное. - Если бы у вас была возможность вернуться назад... - Я бы многое поменяла. Некоторые говорят — я бы прожил свою жизнь только так и не иначе. Уж не знаю, лукавство это или что другое, а я бы многое поменяла. Потому что с высоты прожитых лет видишь свои ошибки, я бы просто их не совершала, я бы меньше обижала людей, больше занималась своей дочерью, которую очень люблю. К счастью, она выросла хорошим человеком. В Кирове я поставила спектакль «Господа Головлевы», который посвятила своей маме, но вообще он в некоторой степени о моем поколении. И ошибка Арины Петровны Головлевой заключается в том, что она заменяет ценность быть матерью финансовыми, материальными благами. Это иллюзия, это бы я точно в своей жизни поменяла. Я бы многое сделала по-другому, но, к сожалению, невозможно. - А в отношении профессии - выбрали бы ее снова? - Профессию бы выбрала. Некоторые утверждают, что режиссерская работа - мужская профессия, но они ошибаются. Есть черты характера, которыми тебя наделил Господь или мама с папой. Кто-то может вычислить квадратный корень в уме, а кто-то умеет придумывать спектакль. Неважно, мужчина ты или женщина, просто есть определенный склад ума. А делать добрые дела можно в любой профессии. Другое дело, что каждый проживает свою жизнь. «Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик, что тебе дело до других хвостиков», - говорила Матрона Московская. На самом деле очень мудрые слова, а мы ведь об этом не задумывались, 70 лет нас учили осуждать, да и сейчас мало что изменилось. Но я в политику не лезу, это не мое. - Вы известный в театральном мире режиссер, с постановками побывали во многих городах страны. На ваш взгляд, изменился ли в последние годы среднестатистический зритель? - Изменился. В том смысле, что чаще всего он приходит просто отдохнуть, развлечься. В прежние времена зритель был более думающим. Сейчас попросили поставить пьесу легкого содержания, у меня одна задача - развлечь зрителя, другой нет. Поэтому никаких "Золотых масок" от "таксиста" не ждем. Хотя мораль здесь, конечно, присутствует. - Как считаете, насколько типична ситуация, которая показана в этом спектакле? - История, в которую попадают герои, хоть и выведена в гротесковом свете, но достаточно жизненна. Автора пьесы Рэя Куни называют современным Мольером. Вспомните "Мнимого больного", а "Слишком женатый таксист" - это о сегодняшнем дне. С Валерием Григорьевичем Мазуром мы главного героя, если можно так сказать, "оправдали". У него есть грех, который называется малодушие. Он говорит, я сначала венчался с одной женой. А потом встретил другую, пригласившую на чашечку чая. Она спросила, вы еще придете, и я согласился... А затем она предложила продолжать отношения, и он не смог отказаться. Он пожалел ее, понимаете. Потом, конечно, заврался, запутался и не смог остановиться. И к чему это привело, мы видим, человек превращается в некоего монстра вранья, готового унизить себя до последней степени безобразия. Такое бывает. - В начале нашей беседы вы сказали о цензуре. Она касалась вас лично? - К сожалению, да. В спектакле «Блин-2» по пьесе Алексея Слаповского, сложной, жесткой, а временами жестокой, возникает ситуация, когда мальчик попадает в наркопритон только из-за того, что родителям было не до него. Вообще спектакль не о проблеме наркомании, это уже следствие, а о вечной теме отцов и детей. И в Серове сначала хотели запретить спектакль, потому что когда была его сдача, чиновники сказали — у вас воняет окурками. А там в банке о нас лежали бутафорские окурки. Пришлось бороться за спектакль, помогли отстоять его коллеги и друзья. А потом спектакль получил много призов на фестивалях, в том числе за режиссуру. - Как выбираете театры для своих постановок? - По-разному бывает, в основном приглашают. Объездила весь Урал, не могу людям отказать, да и, наверное, я не того полета птица, чтобы привередничать. Березники, Первоуральск... - Для вас гонорар важен? - Конечно важен. Но сразу скажу - я не хапуга. Я понимаю, что финансовые возможности в небольших театрах ограничены. У меня дочка вышла замуж, я уже бабушка, два года внуку Алешке будет в день премьеры, так что есть для кого и для чего зарабатывать деньги. Но деньги не главное. - Кстати, о внуках. Не хотели бы поставить детский спектакль? - На Новый год в Нижнем Тагиле буду ставить сказку «Три поросенка» и параллельно в Верхотурье - «Щелкунчик». Потом в Екатеринбурге - "Сомнамбулизм", следом "Каштанку». Кроме того, меня попросили стать художественным руководителем большого проекта о царской семье, в основе лежат письма Николая к Александре. А потом — «Окаянные дни». Планов громадье. Дай Бог сил и здоровья и хороших людей встретить, которые бы помогали. - Вы уже не первый раз в Шадринске, ваши впечатления? - На самом деле хороший город и мне очень нравится ваш театр, он по-настоящему домашний. Это очень важно. Конечно, в первую очередь это идет от руководства и от замечательной детской студии, которую ведет Владимир Олегович Баранов. Это супер! Я не видела, как он репетирует, какой он режиссер, но он от Бога театральный педагог. Он и актер замечательный. Я тут посмотрела спектакль "Саня, Ваня, с ними Римас", а мне эта пьеса очень дорога, - это нечто! - Поскольку заговорили об актерах, скажите, для них вы старший товарищ или начальник? - Я бы хотела, чтобы меня считали наставником. У нас теплая атмосфера на сцене. Где бы я ни бывала, ко мне по-доброму относятся, думаю, что и я ко всем так же отношусь. В театре очень редко требуется применять "кнут", можно обходиться "пряниками", только делать их не совсем приторными. - Для вас какой актер предпочтительнее — неукоснительно исполняющий волю режиссера или тяготеющий к импровизации на сцене? - Все вместе, должен быть баланс того и другого. В первую очередь он должен любить театр, иметь определенную внутреннюю органику. На самом деле актером может быть любой человек. В спектакле, что мы ставим, нужен опыт, потому что действие идет бесконечно быстро и поставить сюда человека с улицы сложно. Но в принципе, любого можно научить актерскому мастерству. У моего педагога Леонида Ефимофича Хейфеца, преподававшего в институте, есть такой любимый тест при наборе на курс. Он задает вопрос: вы стоите на остановке и опаздываете ко мне на экзамен, если опоздаете — гарантированно не поступите. Подходит автобус, и тут видите, что голубь лежит в луже, не может взлететь и ему надо помочь. Что вы сделаете? Тот, кто говорит, что для него важнее экзамен, имеет меньше шансов поступить, даже если он прекрасно прошел творческий конкурс, чем тот, кто скажет, что поможет голубю. Это такая старая школа, к сожалению, она сейчас уходит... Наши педагоги учили самому главному — любить. Театр — это зеркало, оно показывает наши минусы и плюсы. И человек, который стремится на сцену, должен это понимать. А иначе зачем сюда пришел, самовыражаться? Ну и самовыражайся в другом месте. - Театр в Москве и театр в провинции - разные вещи, согласитесь. По-вашему, какие основные проблемы театров в малых городах? - Во-первых, финансирование. И во-вторых, и в-третьих. Замечательно, что вашему театру выделены деньги по партийному проекту "Театры малых городов". Ведь почему на фестивали не ездят — денег нет, даже декорации не имеют возможности взять с собой. Восемь лет назад последний раз с моим «Чмориком» выезжали. А участие в фестивалях — школа творчества, общение, совершенствование. Без этого приходится жить как в аквариуме. Надо обязательно сделать фестивальный спектакль. Кстати, современный фестиваль не требует больших декораций. Там важен новый взгляд на какие-то обыденные вещи... Я бы хотела на следующий год поставить здесь что-нибудь камерное, у вас замечательная камерная сцена, но она практически не используется, режиссеры не соглашаются на весьма скромные гонорары.  Чем отличается провинциальный театр от столичного? Там другие деньги и поэтому другие возможности. Как-то в музтеатре в Екатеринбурге поставили спектакль "Екатерина Великая". Там пуговичка одна на платье 10 тысяч стоила. Спрашиваю, а в какую сумму спектакль у вас обошелся - оказалось, 25 миллионов. Конечно, постановка смотрится потрясающе. А здесь что могут... И если сравнить артистов — да у вас они играют не хуже, а может быть и лучше, но визуально все воспринимается по-другому. - Ваш любимый спектакль? - Из поставленных мною в последнее время - «Господа Головлевы». Ранее не приходилось работать с творческим наследием Салтыкова-Щедрина. Теперь-то осознаю, что напрасно нам в свое время включали его произведения в школьную программу. Ну невозможно понять школьнику, почему мама ребенка так поступает. - Юлия Владиленовна, что бы вы сказали шадринскому зрителю про свой новый спектакль, зачем или почему ему нужно прийти в театр? - У нас заняты потрясающие актеры — Валерий Мазур, Иван Карпов, Мария Гуляева, Ольга Ошканова и другие. В этой пьесе очень важно было попасть в жанр, не переборщить. Гротеск воспринимается за правду и не смотрится наигрышем. И если какому-то мужчине, сидящему в театральном кресле, придет в голову та же мысль, что и нашему герою, и он посмотрит наш спектакль и скажет - ну, нафиг, не надо... Это уже будет победа. В этом миссия театра и заключается. Поэтому придите, посмотрите, отдохните, может быть, вам будет полезно. .

Беседовал Андрей ФЕДОРОВ.

НАША СПРАВКА

Юлия Батурина родилась в Перми. Окончила актёрский факультет ГИТИСа и Театральный институт имени Бориса Щукина (мастерская Л.Е.Хейфеца). С 1990 по 1993 год работала в Пермском театре «У Моста». Сыграла более 40 ролей, неоднократно признавалась лучшей актрисой года. В 1993 году принята в труппу Серовского театра драмы имени А. П. Чехова, где с 2001 по 2014 год работала режиссёром-постановщиком. В 2014 - 2015 годы - главный режиссёр Кировского театра юного зрителя "Театра на Спасской". Многие ее спектакли — неоднократные участники фестивалей и лабораторий по всей стране, отмеченные премиями на областных и региональных конкурсах и фестивалях. В шадринском драмтеатре поставила спектакли "Приснись мне", "Чморик", "Ревизор".
 
По теме
 
 
В Кургане сегодня и завтра покажут грузинский спектакль-сенсацию. Билетов на оба спектакля знаменитого Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова уже нет - Курган и курганцы В Кургане сегодня и завтра покажут грузинский спектакль-сенсацию. Билетов на оба спектакля знаменитого Тбилисского русского драматического театра имени А.С.
18.10.2017
 
Новости Курган - Курган и курганцы Личность мужчины устанавливается ДТП произошло в два часа ночи 17 декабря — на 13 км автодороги «Иртыш» у деревни Редькино.
18.12.2018 Курган и курганцы
28-летний житель Юргамыша специально устроился кассиром, чтобы использовать скиммер По версии следствия, 28-летний житель поселка Юргамыша Курганской области приехал в Тюмень в июне 2013 года.
18.12.2018 Курган и курганцы
Большая часть из 400 упаковок обнаружена и изъята Следственные органы МВД России окончили предварительное расследование уголовного дела в отношении сотрудницы одного из медицинских центров Кургана: уголовное дело,
18.12.2018 Курган и курганцы
Глава региона Вадим Шумков дал старт всероссийскому Году театра в Курганской области - Единая Россия В 2019 году поддержка культуры в регионе будет усилена, так как Министерством Культуры РФ Зауралью было обещано федеральное финансирование ремонта Курганского государственного театра драмы и Курганского театра кукол «Гулливер»,
18.12.2018 Единая Россия
УРОКИ МУЗЫКИ::УРОКИ МУЗЫКИ - Администрация Целинного района УРОКИ МУЗЫКИ В наше время айфонов и гаджетов очень важно, чтобы мальчишки и девчонки имели понимание русской  музыки, знали ее великих композиторах, историю выдающихся произведений.
18.12.2018 Администрация Целинного района
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Телеканал Зауралье Борис Щербаков, Наталья Бочкарева и Алексей Маклаков едут в Курган со спектаклем «Подкаблучники».
18.12.2018 Телеканал Зауралье
Премьера в Курганском театре драмы, колядки на центральной площади, заседание клуба любителей винила и пр.
17.12.2018 Курган и курганцы
Площадь торгового зала — более четырёх с половиной тысяч квадратных метров Предновогоднее настроение, праздничная музыка, толпы посетителей — в Кургане сегодня начал работу гипермаркет «Лента».
15.12.2018 Курган и курганцы
«Зауралье» выиграло десятый матч подряд - Курган и курганцы Курганская команда одержала вторую подряд выездную победу в чемпионате ВХЛ Вчера, 17 декабря, подопечные уверенно переиграли в Красноярске местный «Сокол».
18.12.2018 Курган и курганцы
В  минувшую субботу в Кургане  состоялся восьмой Турнир по мини-футболу среди команд следственных управлений СК России, входящих в Уральский федеральный округ - Следственный комитет фото Половниковой Л.С. В минувшую субботу, 15 декабря 2018 года, в спорткомплексе имени В.Ф.
17.12.2018 Следственный комитет
Более 40 медалей, 25 путевок на «Россию» – итоги выступления зауральской сборной по самбо на округе - Управление по физкультуре, спорту и туризму   В Верхней Пышме (Свердловская область) 14 декабря 2018 года стартовало молодежное первенство Уральского федерального округа по спортивному самбо, а также чемпионат округа по спортивному и боевому самбо среди взрослых.
18.12.2018 Управление по физкультуре, спорту и туризму
Курганская команда удачно начала серию выездных матчей в чемпионате ВХЛ В минувшую субботу, 15 декабря,
18.12.2018 Курган и курганцы
Следующий этап Кубка мира пройдет в чешском городе Нове Место с 20 по 23 декабря В Словении завершился второй этап Кубка мира по биатлону, в котором честь сборной России защищает уроженка Кургана Ирина Старых.
18.12.2018 Курган и курганцы
В XII Чемпионате Лиги студентов по мини-футболу в самом разгаре первый этап В текущем сезоне борьбу за медали ведут всего 8 команд, что является антирекордом чемпионата.
14.12.2018 Курган и курганцы
Валерий Фадеев: «Чиновники хитрее, а мы умнее» - Курган и курганцы Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев сделал в Кургане неожиданное заявление В рамках визита в Курганскую область секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев вместе с действующим руководителем региона Ва
18.12.2018 Курган и курганцы
WP_20170523_03_48_56_Pro - УМВД Курганской области Следственной частью СУ УМВД России по Курганской области окончено предварительное расследование уголовного дела по части 4 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.
18.12.2018 УМВД Курганской области
Всего в Шатровском районе зарегистрировано 38 пожаров 17 декабря в 16:16 на пульт пожарно-спасательной части №40 поступило сообщение о возгорании не эксплуатируемого гаража в с. Шатрово по ул.
18.12.2018 Газета Сельская новь
  За прошедшие выходные на территории Сафакулевского района произошел один пожар.
18.12.2018 Администрация Сафакулевского района